Архів



Друк

Новый год встречают почти все

В том числе православные.

 

В новогоднюю ночь сложно встретить квартиру или дом, где не накрывали бы стол, не откупоривали шампанское и не смотрели бы новогоднюю программу по ТВ. Но для многих из нас, православных христиан, встреча нового года – это определенное искушение или компромисс. Особенно это верно для тех семей, не все члены которых верующие. В самом деле: новый год приходится на время рождественского поста. И хоть это еще не сама строгая его часть (более строгий пост начинается со 2-го января – за пять дней до праздника), но все же состояние поста трудно совместить с празднованием чего-либо, особенно если это празднование «мирское», с безудержным весельем, вечеринками и просто бесцельной тратой времени у «голубого экрана». Это с одной стороны. С другой стороны, мы знаем, что определенное празднование допускается и в постное время. Так, на время Рождественского поста приходится один из самых больших православных праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Конечно, церковный праздник и светский – разные вещи, однако, что мешает абсолютно светский новый год праздновать по-христиански?

Христианин, встречающий Новый год во время поста, находится в непонятной ситуации. Вроде бы, он знает, что отмечать этот праздник «не положено». Но в то же время отмечает. То есть, сознательно грешит. Есть ли выход? Мне кажется, что он должен быть. Во-первых, празднование празднованию рознь. В новогоднюю ночь вовсе не обязательно напиваться, плясать до упаду или предаваться еще более постыдным занятиям. Что плохого в том, чтобы встретить новый год в кругу семьи или друзей за столом без мясных блюд, но с бокалом шампанского? И при этом возблагодарить Бога за все, что было в истекшем году и попросить благословения на год грядущий. Во всяком случае, это куда лучше, чем изображать из себя «супер-православного» фарисея и отделяться от «этих грешников». Ведь мы знаем что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем», – пишет апостол Павел (1 Кор 8:8). А вот отдаление от ближних по мнимой праведности может отдалить нас и от Бога. Любовь к ближнему превыше всякого личного подвига. Апостол зовет нас к простоте в плане отношения к пище: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим 14:6).

Лично я не призываю всех встречать новый год непременно за праздничным столом (хотя сам обычно встречаю именно так). Есть и другие варианты. Например,  было бы очень мудро и правильно когда бы многие православные посетили ночную литургию и вмести поблагодарили Бога, за то что прожили достойно этот год и молились о грядущем году что бы в нем не было зла, обмана и ненависти. Что бы Бог дал мудрость всем нам.

Поэтому тем христианам, кто в новогоднюю ночь соберется за праздничным столом, не надо думать, что они идут на компромисс с совестью. Кто желает праздновать – празднуйте, но так, как подобает христианам. Возблагодарим Бога, давшего нам прожить еще один год, и поднимем бокалы, желая друг другу в новом году счастья, радости, любви, а самое главное – сохранить верность Господу, «призвавшему нас из тьмы в чудный Свой свет».

Поділіться з друзями:   

Про автора

Василь Фазан

 

 

протоієрей храму Вознесіння Господнього м. Полтава УПЦ, кандидат педагогічних наук, доктор теологічних наук, доцент кафедри загальної педагогіки та андрагогіки ПНПУ імені В. Г. Короленка